День рождения матрешки. Как яркая кукла стала символом России
24 октября 1900 года на Всемирной выставке в Париже посетители впервые увидели необычную игрушку. Румяная кукла Матрена, крепко держащая подмышкой бойкого петуха, открывалась – и из нее появлялась еще одна яркая кукла, а за ней еще, и еще, и так до восьми фигурок. Нарекли куклу матрешкой (производное от имени Матрена, которое было весьма тогда популярным среди русских крестьянок).
Из детского магазина – в павильон Российской империи
День, когда матрешка покорила европейскую публику и была удостоена бронзовой медали парижской выставки, формально считается днем рождения круглолицей куколки в платочке. Хотя, разумеется, в России с ней познакомились раньше. Правда, долгое время считалось, что прообраз матрешки родился в Японии и был не куклой, а одним из символов местных божеств. «Подсмотрела» идею якобы супруга мецената Мамонтова, посетившая Страну восходящего солнца в конце XIX века. На самом деле все было несколько иначе. Появление матрешки действительно связано с семьей Мамонтовых – они, помимо прочего, являлись владельцами московского магазина-мастерской «Детское воспитание», в котором продавались необычные развивающие игрушки.
У Анатолия Мамонтова работал талантливый токарь Василий Петрович Звездочкин, который в один прекрасный день и превратил болванку интересной формы в деревянную куклу. Сначала будущая матрешка была цельной и походила скорее на древнерусского богатыря, но после доработок и советов коллег Звездочкин превратил ее в полую игрушку, внутрь которой одна за другой вкладывались более мелкие фигурки. Произошло это между 1898 и 1900 годами. Росписью первой матрешки, вероятнее всего, занимался художник и книжный иллюстратор Сергей Малютин. И.Э. Грабарь говорил о нем: «Малютин весело и остроумно претворяет в своем декоративном искусстве русский лубок». В руки первых матрешек Сергей Малютин вложил петуха, горшок с кашей, серп для работы в поле. Самая маленькая матрешка была расписана под младенца, укутанного в одеяльце.
В 1900 году матрешка отправилась покорять Европу. Трогательная и забавная игрушка «с сюрпризом» получила престижную награду и быстро обрела популярность. Сегодня первая матрешка хранится в музее Сергиева Посада – города с богатой историей создания этих кукол. В сергиево-посадских мастерских вытачивали и другие «многослойные» предметы – например, пасхальные яйца. Материалом для изделий чаще всего становилась липа. Этот вид древесины был достаточно мягким и удобным для работы, а при сушке не трескался и позволял наносить ровное покрытие лаком. Роспись гуашью и украшение рельефными элементами завершали филигранную работу мастеров.
Матрешки на любой вкус
Вскоре стали появляться «нестандартные матрешки», изображавшие не девушек, а героев литературных произведений или даже исторических деятелей. В 1909 году к столетнему юбилею со дня рождения Н.В. Гоголя изготовили коллекцию матрешек по мотивам «Ревизора» и «Тараса Бульбы», а в 1912 году событиям Отечественной войны посвятили серию с полководцами – Михаилом Илларионовичем Кутузовым и Наполеоном. В большие фигурки военачальников вложили матрешек поменьше – солдат русской и французской армий. Разработкой образов матрешек нередко занимались иконописцы, знакомые с самыми сложными и тонкими техниками росписи.
После Октябрьской революции матрешки не только не исчезли, но и стали более разнообразными. В 1959 году сотрудники Научно-экспериментального института игрушки (находился он в Загорске; ныне – Сергиев Посад) установили рекорд, создав матрешку, вмещавшую в себя 42 элемента! Это число было выбрано неслучайно – каждая фигурка символизировала один год советской власти.
В разных регионах страны зародились свои традиции изготовления и росписи кукол. В 1929 году в городе Семенове Нижегородской области десять мастеров открыли артель по выпуску матрешек. За три года артель разрослась до настоящей фабрики, работающей до сих пор. Семеновская матрешка – жгучая брюнетка в платочке, желтом платье и переднике с красными розами, синими незабудками, белоснежными ромашками. При росписи матрешек местные мастера вдохновляются мотивами хохломской и федоскинской живописи.
Соседки семеновской матрешки – куклы из сел Полховский Майдан и Крутец. Они отличаются вытянутой формой и выглядят более стройными. Руки полхов-майданской и крутецкой (или крутцовской) матрешек четко прорисованы и держат поднос с караваем. Самой красивой матрешкой часто называют тверскую. Ее расписывают под хохлому золотыми красками. Платок у такой матрешки красный, а передник – черный с крупными цветами и листьями. Значительно отличается от остальных матрешка из Вятки (Кирова). Самая северная кукла изображается со светлыми волосами и голубыми глазами. Ее одежда украшена не только цветистым рисунком, но и настоящей соломой – в этом заключается особенность вятской матрешки.
Новое
Видео
Как Вторая мировая война изменила карту мира
Как Вторая мировая война изменила карту мира
Памятные даты военной истории России
Чесменское сражение. Памятные даты военной истории России
Чего не должна забывать Европа: освобождение Красной Армией нацистских концлагерей в 1944- 1945 гг.
Чего не должна забывать Европа: освобождение Красной Армией нацистских концлагерей в 1944- 1945 гг.