К годовщине раздела Черноморского флота: почему в итоге он ушёл к нам
28 мая 1997 года был подписан пакет документов о разделе Черноморского военно-морского Флота СССР.
Новости о настоящем и будущем ВМС Украины весьма сумбурны: там собираются пополнить флот списанными кораблями НАТО, строить новые собственные, а также создать некий Балто-Черноморский флот вместе с Польшей и Литвой. Все эти новости на самом деле означают одно и тоже: военно-морские силы у Украины отсутствуют.
Сегодня, когда мы справляем 19-ю годовщину раздела флота между Украиной и Россией, стоит поговорить о том, что флот – это прежде всего индикатор наличия государственности. У кого государство не построено – тому флот не положен.
Немного истории
Первое и главное, что следует понимать о Черноморском флоте – он российский изначально. Если по поводу Крыма можно рубиться до потери пульса, поминая древних греков, крымских ханов и Хрущёва, то с флотом всё просто: нет там флота, кроме русского, и его никто никогда никому не отдавал. Даже Хрущёв.
В апреле 1783 года Екатерина II подписала манифест о присоединении Крыма, а уже в мае 11 кораблей Азовской флотилии перебазировались в Крым, став основой Черноморского флота, существовавшего последующие 135 лет.
Надо сказать, что российский флот и российская государственность довольно тесно связаны и даже находятся в зависимости друг от друга. В 1917 году на кораблях Черноморского флота впервые были подняты жёлто-голубые вымпелы. Правда речь тогда шла не о разделе флота империи между февральской Россией и УНР. В большинстве случаев матросы таким образом выражали свою усталость от войны и нежелание воевать дальше, а также подчиняться приказам Временного правительства.
Впрочем, два корабля в конце 1917 года всё же присягнули на верность УНР, что затем нашло отражение в военно-морской доктрине УНР: «Достаточно двух броненосцев и флотилии миноносцев с командой в 10–12 тыс. матросов. Остальные корабли демобилизовать и обратить в государственный торговый флот». Доктрина весьма показательная, к ней мы ещё вернёмся.
Когда пошло совсем вразнос (1918-1920 гг.) Черноморского флота у России вообще не стало. Вернее сам-то флот был, и он был даже Черноморским. Но не совсем российским.
В 1918 году, уже после подписания Брестского мира, Германия и Австро-Венгрия заключили дополнительное соглашение, по которому в сферу интересов Германии отходил Крым. Это было прямым нарушением Брестского мира, однако к исполнению соглашений с партнёром, который вот-вот должен был перестать существовать, в Берлине относились не слишком трепетно. А потому заняли Крым и совершили попытку захвата флота. Командующий флотом вице-адмирал Михаил Саблин увёл его на базу в Новороссийск. Откуда часть судов после ультиматума Германии вернулась в Севастополь, а часть – была затоплена в Цемесской бухте. Вернувшиеся суда в итоге (после капитуляции Германии) достались Антанте, которая затем передала их белогвардейцам. В том числе на них офицеры Белого движения эвакуировались из занятого большевиками Крыма в Константинополь в 1920 году.
Затем большевики восстановили государство, а государство, в свою очередь, восстановило Черноморский флот. С нуля, не став даже возвращать из Турции корабли Белого флота. С одной стороны, досадно – хоть и ненадолго, но прервалась традиция. С другой же, флот – это не только корабли, это ещё и люди. А их-то ни Германия, ни Антанта не вывезли.
Как делили
К распаду СССР Черноморский флот был не только внушительной силой (более 800 кораблей разных классов), но и серьёзным хозяйством, оценивавшимся в сумму 80 млрд долларов. Скорее всего именно этот факт, а совсем не национальные амбиции стали причиной того, что Киев начал настаивать на разделе.
А способствовало претензиям то обстоятельство, что после бурного начала 90-х (парад суверенитетов, путч) в Москве тоже не сильно понимали: теперь-то столицей кого мы являемся? Поэтому решение о подчинении флота Украине было принято Верховным Советом Украины уже в октябре 1991 года. А аналогичный указ Бориса Ельцина – только весной 1992-го. Летом 1992 года стороны договорились от резких действий удержаться, проблему обговорить, а флот – постепенно разделить.
Однако тот факт, что к моменту этой договорённости делимое осталось в сохранности – большая заслуга тогдашнего командующего флотом Игоря Касатонова. Некоторые же (команда авианосца «Адмирал Кузнецов» во главе с вице-адмиралом Юрием Устименко) и вовсе решили вопрос с принадлежностью корабля не дожидаясь окончания переговоров: перегнали корабль в Россию. Вольная по форме, но верная по сути отсылка к этой истории есть в фильме «72 метра».
Однако вернёмся к флоту. В основном договорённости о принципах раздела были достигнуты в 1992-1995 годах, Украина получила чуть более 18% всех судов флота. В 1996 году достигнутые договорённости были закреплены в Конституции Украины: в переходных положениях оговаривалось, что, несмотря на запрет размещения на территории Украины военных баз других государств, базой ЧФ РФ до 2017 года является Севастополь. А в мае 1997 года, в рамках заключения Большого договора о дружбе сотрудничестве и партнёрстве между Украиной и РФ, условия раздела флота и все связанные вопросы были подписаны сторонами окончательно. И почти семнадцать лет в Крыму было два разных флота.
Что было потом
С ЧФ РФ всё понятно: вот Севастополь, вот моряки (25 000) вот корабли (46), вот подлодки (6). Девяностые, конечно, не обошли стороной — но их последствия достаточно эффективно ликвидируются: 2014 год – плюс четыре единицы, 2015 – ещё плюс четыре, 2016 – введён в строй головной сторожевой корабль «Адмирал Григорович». Позавчера Черноморскому должны были передать второй фрегат – «Адмирал Эссен» – но решили отложить для дополнительных испытаний.
Судьбу же украинского можно продемонстрировать на примере недостроенного (то есть практически нового) авианосца «Варяг». Того же типа, что и «Адмирал Кузнецов», он в 1998 году был продан за 25 млн долларов Китаю – фактически по цене металлолома. Якобы для переделки в плавучее казино. Но казино китайцы делать передумали: достроили, переименовали в «Ляонин» и включили в состав собственных ВМС. Корабль до сих пор в строю. Вполне вероятно, что та же судьба была бы уготована и «Адмиралу Кузнецову». Что стало с остальными? Вспоминаем доктрину «Достаточно двух броненосцев» столетней давности.
Ну а комплексным показателем результатов раздела стал 2014 год и известные события в Крыму, во время которых Украина лишилась практически всего своего флота. В настоящее время ВМС Украины – это лишь несколько кораблей из тех более чем полутора сотен, которые она получила в конце 90-х. Часть из них вместе с экипажами остались в Крыму: 12 из 17 тысяч моряков ВМС Украины остались служить России. Повторим ещё раз: флот – не только корабли, но и люди. Разбазарив за 17 лет большую часть кораблей, нельзя надеяться сохранить людей.
Иногда эксперты утверждают, что термин «флот» к украинским кораблям применять неверно. Ведь флот – это не просто сумма кораблей, боевое соединение, пригодное к решению конкретных задач, что, мол, к украинскому флоту не относится. Это не совсем верно. Задачи, хоть и не боевые, флот решал – обогащая постепенной продажей несколько поколений украинских политиков.
***
Почему так получилось? Наличие собственного флота всегда было одним из признаков не только амбиций государства, но и способности подкреплять эти амбиции финансово и организационно. Иначе говоря, флот многого требует, но многое и может дать. Ведущие мировые державы – это всегда ещё и морские державы.
Глубокая связь Черноморского флота и государственности в ходе этой затянувшейся эпопеи была продемонстрирована в очередной раз. Тот, кто восстановил государство первым, в результате получил не только флот, но и место его базирования.
Читайте также:
Андрей Смирнов. Воссоединение Украины: как получилась Россия. Что об этом надо знать
Александр Шубин. Четыре Сталина, или Перспективный бренд современной политики
Дмитрий Михайличенко. Башкиры: жизнь в движении. Часть 3: свой путь в российском поле
Иван Зацарин. «Честный князь украл броненосцы», или Как утонула империя. К 111-летию Цусимы
Иван Зацарин. Чем они всегда кончают. К 85-летию русского фашизма
Игорь Пыхалов, Дмитрий Пучков. Потерпевшие от сталинских репрессий: маршал Блюхер
Иван Зацарин. Как не стать Африкой. К 53-летию освобождения «чёрного континента»
Клим Жуков, Дмитрий Пучков. О роли личностей в исполнении законов истории
Александр Шубин. Столыпинская аграрная реформа: как она не отменила революцию
Иван Зацарин. Две разные экспансии. К 390-летию продажи индейцами Манхэттена
Виктор Мараховский. Царь — не настоящий. Почему Ивану Грозному не везёт в кино
Новое
Видео
курс "История за 1 минуту" о Генералиссимусах
Генералиссимусы
Внешняя политика России 1801-1825 гг.: основные этапы и направления
Основной вызов этого времени, и не только для России, но и мира в целом, связан с наполеоновской агрессией. Латентная враждебность в отношении Российской империи существовала и в Англии. Даже в случаях войн с Турцией, Швецией и Ираном за спиной противников обнаруживалось французское или английское участие. Наполеон представлял исторически реализуемый западный проект, предполагавший решение двух принципиальных задач: объединения западного мира и установления мирового господства. По его мнению, все европейцы должны были составить единую нацию, куда русские не включались. Поэтому войны с европейскими государствами мыслились как внутринациональное дело, а борьба с Россией - как противостояние с внешним противником, символизирующем собой варварство. Кульминацией внешнеполитического противостояния с наполеоновской Францией стал 1812 год. Геополитические задачи, возлагаемые Наполеоном на этот поход, не ограничивались принуждением России к континентальной блокаде. В замыслах французского императора было создание на западных российских территориях ряда буферных государств (пример - Великое княжество Литовское). Одним из основных внешнеполитических последствий правления Александра I стало утверждение Российской империи как великой державы и усиление ее стабилизирующей роли в европейской политике. Однако ценой этого стала "примерка" на себя роли "европейского жандарма" (санкционирование военной интервенции в Испании, Италии и Пьемонте) и, самое главное, жертвование внешнеполитическими интересами России во имя европейской безопасности. Тем не менее, за первую четверть XIX ст. границы империи существенно расширились (Финляндия, Польша, Северный Азербайджан, Дагестан, Валахия, Грузия), обеспечив благоприятное геополитическое положение страны.