Как Советский Союз первым в мире научил ракеты стартовать из-под воды
История разработки и испытаний первого отечественного баллистического ракетного комплекса морского базирования Д-1
В истории отечественного подводного ракетоносного флота есть две знаменательные даты – 10 и 16 сентября – первого запуска баллистической ракеты с борта подводной лодки и первого подводного старта. 16 сентября 1955 года впервые в СССР из ракетной шахты подлодки Б-67 стартовала ракета морского базирования Р-11ФМ. А через пять лет, 10 сентября 1960 года, та же подлодка осуществила подводный запуск точно такой же ракеты.
От торпеды до ракеты
Первая советская баллистическая ракета морского базирования Р-11ФМ стала в каком-то смысле наследницей первой торпеды с ядерным боезарядом. Когда рассматривался вопрос о том, как обеспечить заданную для морской ракеты дальность полета в 250 километров, возникло предложение оснастить ее головную часть облегченным ядерным зарядом РДС-9. Такой же ставился на торпеды Т-5 – первые в СССР ядерные морские боеприпасы, в качестве носителя которых создавалась атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол». Однако в конце концов решено было использовать в морской ракете тот же первый советский серийный спецбоеприпас РДС-4, что и на ее сухопутном прототипе Р-11.
Сама история ракеты Р-11ФМ, где «Ф» означает «флотская», а «М» – модернизированная, то есть оснащенная ядерной боеголовкой, начинается в январе 1954 года. Отправной точкой стало принятое 26 января постановление «О проведении проектно-экспериментальных работ по вооружению подводных лодок баллистическими ракетами дальнего действия и разработке на базе этих работ технического проекта большой подводной лодки». То есть советские руководители с самого начала понимали, что приспособить имеющиеся лодки для запуска баллистических ракет не получится, а значит, нужно создавать именно комплекс «ракета – лодка». Кстати, подобные комплексы в Советском Союзе создавались еще не раз.
Разработка такого морского комплекса преследовала две задачи. Разработчикам предстояло доказать на практике, что запуск баллистической ракеты (тогда еще не межконтинентальной, о таких расстояниях не шло и речи) с подводного носителя возможен, что это не бред и не выдумка. Чтобы добиться решения этой задачи, нужно было спроектировать и построить такую подводную лодку, чтобы потом, когда все получится, начать серийную постройку ракетоносных лодок (вариант неудачи исключался, пусть и за счет временного фактора).
Тем же постановлением определялась и ракета, которой предстояло стать первой в СССР баллистической ракетой морского базирования. На эту роль назначили Р-11, разработанную в ОКБ Сергея Королева. Выбор был очевиден: это была единственная на тот момент ракета в Советском Союзе, которая могла храниться в заправленном и готовом к пуску состоянии достаточно долгое время. Но «одиннадцатую», первый успешный пуск которой состоялся 28 апреля 1953 года, еще предстояло приспособить к эксплуатации в сложных условиях тесной подводной лодки.
Поскольку Р-11ФМ представляла собой лишь вариант ракеты Р-11, работы над которой шли уже не первый год, в свой первый полет она отправилась уже в сентябре 1954 года. Это было лишь начало годовой серии испытательных пусков первой советской морской ракеты. Чтобы выяснить, как стартующая ракета воздействует на механизмы и оборудование подлодки, на полигоне Капустин Яр построили неподвижный стенд, с которого и производились первые запуски. Следующим шагом стали пуски со специального качающегося стенда СМ-49, разработанного в ленинградском ЦКБ-16 (сегодняшнего морского бюро машиностроения «Малахит» – главного проектировщика подводных лодок). Установленная на нем шахтная пусковая установка имела все системы управления предстартовой подготовки и старта и позволяла запускать ракету при имитации бортовой и килевой качки корабля. Любопытно, что основой для создания стенда послужил механизм стабилизации положения башенной артиллерийской установки тяжелого крейсера типа «Сталинград».
Морской старт
Пуски с качающегося стенда проводились в мае-июле 1955 года, и в это же время на судостроительном заводе в Молотовске (нынешнем Северодвинске) достраивалась первая советская ракетная подводная лодка. На эту роль назначили одну из больших торпедных подлодок проекта 611, получившую индекс Б-67. От других лодок того же проекта она отличалась характерным ограждением рубки – более высоким и длинным. Именно здесь, позади рубки, а не в корпусе, как это привычно сегодня, и размещались две шахтные пусковые установки баллистических ракет морского базирования Р-11ФМ. И сам старт проходил тоже совсем иначе: ракета поднималась из шахты, занимала вертикальную позицию на стартовом столе поверх ограждения рубки, и только после этого запускались двигатели.
Судостроительный завод №402 (нынешний «Севмаш») принял лодку для достройки летом 1954 года. На то, чтобы превратить торпедную подлодку в ракетную, ушел год с лишним. Только 11 сентября 1955 года на Б-67 подняли советский военно-морской флаг, и она официально вступила в состав ВМФ. А уже через четыре дня, в ночь на 15 сентября на лодку в обстановке строжайшей секретности погрузили две баллистические ракеты Р-11ФМ. Делалось это под присмотром самого Сергея Королева. Он не просто приехал на Северный флот, чтобы проследить за судьбой своего детища. Главный ракетчик СССР намеревался выйти в море и присутствовать при первом в мире пуске ракеты с подводной лодки. Ему хотелось почувствовать, как ведет себя лодка в море, как она погружается и всплывает, в каких условиях живет экипаж – все для того, чтобы в будущем учесть эти детали при проектировании ракет морского базирования.
«Для первых морских испытаний было подготовлено семь ракет, – писал позднее в своих мемуарах «Ракеты и люди» академик Борис Черток, числившийся наряду с Сергеем Королевым одним из двух главных конструкторов Р-11ФМ. – Испытательная и пусковая стартовые системы в морском исполнении «Сатурн-М» и «Доломит» были совместно с нами и НИИ-885 разработаны морскими институтами МНИИ-1 и НИИ-10. Для контроля за полетом на берегу были установлены телеметрические приемные станции. Наблюдение и связь осуществлялись специальным кораблем. Первый пуск ракеты Р-11 ФМ с подводной лодки был произведен в Белом море 16 сентября 1955 года. Королев вместе с Исаниным (главный конструктор ЦКБ-16 Николай Исанин. – Прим. авт.) лично руководили этими испытаниями. Семь пусков в Белом море прошли успешно. При этом были пущены три ракеты после длительного хранения. Пуски проводились в условиях недвижимой и подвижной лодки при скорости до 10 узлов и волнении до 2-3 баллов».
За этими сухими строчками – напряжение и колоссальная работа, которую проделали тысячи людей по всему СССР. Например, боевой ракетный расчет Б-67: 12 человек во главе с командиром подлодки капитаном второго ранга Федором Козловым отправились в командировку на полигон Капустин Яр еще осенью 1954 года. Зато из семи пусков Р-11ФМ с первой в СССР ракетной лодки только один оказался аварийным, и не сумевшую взлететь ракету пришлось сбросить с лодки в море (ее потом, кстати, так и не нашли в толстом слое густого ила). Это, к слову, позволило отработать технику аварийного сброса ракет: конструкторы не исключали повторения подобных ситуаций на серийных подлодках.
Удар из-под воды
Успешные испытания показали: Советский Союз получил уникальное новое оружие. Теперь требовалось доработать его так, чтобы ракеты можно было пускать не только в надводном, но и в подводном положении. Ведь главное оружие субмарины – ее скрытность, а о какой скрытности может идти речь, если для пуска ракет подлодке придется всплывать?!
Чтобы отработать все детали подводного старта, специалистам ЦКБ-16 пришлось создавать новый испытательный стенд – погружаемый. Работа над ним началась в январе 1956-го, в декабре со стенда осуществили первый в мире пуск ракеты из-под воды, а затем начали отработку пусков в движении. Для этого пришлось построить специальную подводную лодку, у которой пусковые шахты ракеты располагались… снаружи! Сделали это так: по обоим бортам к торпедной подлодке С-229 (проекта 613) прикрепили две ракетные шахты, а аппаратуру управления пуском разместили в самой лодке. Такая конструкция позволила опробовать пуски в подводном положении с глубины 15-20 метров на скорости 3-4 узла (6-9 км/ч). Запускались не настоящие ракеты, а их масс-габаритные макеты: главной задачей было понять, можно ли вообще заставить ракету стартовать из-под воды. Оказалось, – можно!
Теперь предстояло запустить настоящую ракету с настоящей подводной лодки. И снова на эту роль выбрали Б-67, которую доработали с учетом результатов испытаний на С-229, «научив» принимать в стартовые шахты воду и уже в таком положении запускать ракеты. Первый пуск, проведенный в августе 1959 года, закончился неудачей, а мог бы закончиться и катастрофой, так как после подачи команды на старт ракета осталась в шахте и взлетела, только когда лодка всплыла и открыла шахтную крышку. По счастливой случайности не пострадал никто ни на самой Б-67, ни на корабле наблюдения «Аэронавт», ни на земле. Вторая попытка, предпринятая 14 августа 1960 года, тоже оказалась неудачной: во время затопления шахты расстыковался один из разъемов ракеты, и запустить ее не удалось. И лишь 10 сентября ракета С-4.7 (экспериментальная модификация Р-11ФМ) благополучно стартовала с борта подводной лодки, которая шла на глубине 30 метров со скоростью 3,2 узла. Командовал субмариной в этот исторический момент капитан третьего ранга Вадим Коробов – бывший старпом Б-67.
Морской баллистический ракетный комплекс на основе ракеты Р-11ФМ получил в итоге индекс Д-1 и стоял на вооружении советского ВМФ вплоть до 1967 года. Им были вооружены в общей сложности девять подлодок: Б-67 и еще пять лодок того же проекта, а также три субмарины проекта 629 (остальные 20 лодок этого проекта получили уже более новый комплекс Д-2 на основе ракеты Р-13). И надо сказать, служил комплекс Д-1 весьма успешно. За всю его историю было произведено более 80 пусков, из которых свыше 60 были признаны успешными – очень неплохой результат!
Новое
Видео
Памятные даты военной истории России
Гумбинненское сражение. Памятные даты военной истории России
13 апреля 1945 год Освобождение Вены
13 апреля 1945 года войсками маршала Толбухина освобождена от немецко-фашистских захватчиков Вена. За освобождение города 50 воинских соединений и частей получили наименование «Венских», была выпущена медаль «За взятие Вены»
Книга одного актера. Интервью с автором романа «Дни Савелия».
Книга одного актера. Интервью с автором романа «Дни Савелия».