Краткий курс истории. Исаакиевский собор
8 июля (н. ст.) 1819 года принято считать днем рождения Исаакиевского собора, крупнейшего православного храма Санкт-Петербурга.
История создания
Исаакиевский собор сегодня признан одним из самых больших храмов Санкт-Петербурга. Но начиналось все совсем иначе. Сначала на этом месте появилась простая деревянная церковь в честь византийского святого Исаакия Далматского, день памяти которого соответствует дню рождения Петра Великого. Храм предназначался для строителей Адмиралтейской верфи, в 1710 году в нем начали проводить службы. Важным событием в истории этой церкви стало венчание в ней Петра I со своей второй супругой, Екатериной Алексеевной, в 1712 году.
В 1717 году было начато строительство другой церкви, так как первая обветшала и уже не вмещала быстро растущее население города. Вторая церковь, уже каменная, возводилась на берегу Невы, всего в 20 метрах от берега, и позже на этом месте появился знаменитый Медный всадник.
Во второй половине XVIII века возвели третью церковь, но она всем не понравилась, и ей вынесли приговор: не соответствует парадной застройке города.
Новый проект
Было принято решение возвести новый храм. Программу конкурса составили в Академии художеств. Александр I лично взялся все контролировать и утвердил программу конкурса. Лучшие архитекторы приняли в нем участие. Александр I отнесся к работам критически: они не учитывали его пожелания о перестройке старого собора и предполагали строительство нового. В 1813 году снова было предложено проводить конкурс, на прежних условиях. В этот раз к нему примкнул молодой французский архитектор Огюст Монферран. Он представил царю свои варианты, которые в целом тот одобрил, и было предложено готовиться к перестройке Исаакиевского собора. 8 июля (н. ст.) 1819 года состоялась его торжественная закладка.
Сам Монферран только в 1820 году представил окончательный проект, но специалистами были высказаны замечания и отмечены ошибки. Александр I, узнав об имеющихся проблемах, распорядился внести исправления в проект. Итоги конкурса не воодушевили организаторов, и было предложено проект отложить до февраля 1824 года. Окончательный и утвержденный императором проект появился в марте 1825 года. Строительство стало так называемым долгостроем. Шестнадцать лет велись работы, и только в 1841 году приступили к оформлению интерьеров. Проект декора и общая концепция росписей рассматривались Синодом и утверждались императором. Торжественное освящение состоялось в 1858 году. На открытии собора присутствовали Александр II и члены императорской семьи.
Дальнейшая судьба собора
В самом начале XX века безрезультатно обсуждался вопрос об изменении двойного подчинения собора: Министерству внутренних дел и духовному ведомству. После революции 1917 года здание и имущество были национализированы, а с декабря 1919 года переданы в пользование прихожан собора. Великая Отечественная война не пощадила собор, и он значительно пострадал от бомбежек и артобстрела. До сих пор на некоторых стенах и колоннах здания видны следы от снарядов. Тем не менее собор выстоял и даже сохранил в своем помещении многие экспонаты музеев Ленинградской области. С 1948 года работает как музей «Исаакиевский собор». На куполе после реставрационных работ появилась смотровая площадка, с которой открывается прекрасная панорама города. В настоящее время в соборе регулярно проходят богослужения.
Обложка: Исаакиевский собор на Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге (фото: «© Алексей Фёдоров, Wikimedia Commons» CC BY-SA 4.0)
Источник: commons.wikimedia.org
Новое
Видео
Предвоенная суета. Театр абсурда (видеоблог Петра Романова)
Предвоенная суета. Театр абсурда (видеоблог Петра Романова)
Россия и Китай. Друзья вопреки?
Россия и Китай. Друзья вопреки?
Древнерусские земли в период политической раздробленности. Владимиро-Суздальское княжество
Лекция посвящена начальному этапу Удельного периода русской истории или по иному определяемому периоду как периоду политической раздробленности Руси до нашествия Батыя. Дана характеристика наиболее значимых древнерусских государств начала XII - начала XIII вв. - Галицко-Волынской земли, Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской республики. Подчеркнуто стремление первых двух к объединению вокруг себя распавшегося древнерусского пространства. Основная часть лекции посвящена истории Владимиро-Суздальского княжества в начале XII - начале XIII вв. Дан экскурс в историю освоения восточными славянами из племен вятичей и радимичей Волго-Окского междуречья. Показан хозяйственный и социально-политический подъем Суздальской земли во второй половине XI в., а также роль князя Владимира Мономаха в этом подъеме. Проанализировано также значение натиска кочевников половцев на Южную Русь для подъема древнерусского Северо-Востока. В лекции проанализированы особенности социально-политического развития Владимиро-Суздальского княжества, в частности, зарождение предпосылок для становления здесь в будущем вотчинного уклада социокультурной системы. Рассмотрены внешняя и внутренняя политика князей Юрия Долгорукого (1125/1132-1157), Андрея Боголюбского (1157-1174), Всеволода Большое Гнездо (1156-1212) и его преемников князей Константина Всеволодовича (1216-1218) и Юрия Всеволодовича (1218-1237). Рассмотрена история обретения иконы Владимирской Богоматери, создания основных архитектурных памятников Суздальской земли - Успенского и Дмитровского соборов во Владимире, Покровской церкви на Нерли, княжеских резиденций в Кидекше и в Боголюбове. Дана история перемещения столиц земли: из Ростова Великого в Суздаль при Юрии Долгоруком и из Суздаля во Владимир на Клязьме при Андрее Боголюбском.