Нахимовцы: где учились будущие моряки
Кроме знаменитого Ленинградского Нахимовского училища, в СССР существовали еще Тбилисское и Рижское
Сегодня в России действует всего одно Нахимовское училище – Санкт-Петербургское. Но зато у него есть три филиала: во Владивостоке, Мурманске и Севастополе. Начало тогда еще Ленинградскому военно-морскому Нахимовскому училищу было положено 21 июня 1944 года, когда Совнарком принял постановление о его создании. Но это военно-учебное заведение не было первым на флоте. Почти на год раньше, в октябре 1943 года, по приказу наркома военно-морского флота Николая Кузнецова первое Нахимовское училище появилось в Тбилиси. А третье (и последнее) открылось летом 1945 года в Риге.
«Типа старых кадетских корпусов»
Нахимовцы, как и суворовцы (воспитанники военных Суворовских училищ), ведут отсчет своим альма-матер с 21 августа 1943 года, когда было принято совместное постановление ЦК партии и Совнаркома № 901 «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации». Но внимательный исследователь ни за что не найдет в этом документе упоминаний о военно-морских Нахимовских училищах в том самом совместном. В постановлении прямо говорится об открытии девяти Суворовских училищ, но больше ни о каких подобных военно-учебных заведениях речи не идет.
Зато в этом документе есть примечательная оговорка: «типа старых кадетских корпусов». Такие военно-учебные заведения давали хорошую предварительную подготовку тем, кто в дальнейшем шел получать офицерские погоны в военных училищах. И флот, конечно, не мог упустить шанса завести подобную систему у себя. А раз этот вопрос не продумали на самом верху, народный комиссар флота адмирал Николай Кузнецов, как он делал это уже многократно, взял инициативу на себя. Поэтому первое в СССР Нахимовское училище – Тбилисское – появилось не по распоряжению высших инстанций страны, а по приказу наркомфлота, изданному 16 октября 1943 года.
Стоит заметить, что, создавая «свое» военно-учебное заведение, которое бы готовило будущих курсантов, Николай Кузнецов ни на шаг не отступил от практики создания Суворовских училищ. На флоте воюющей страны хватало малолетних матросов – сирот, подобранных моряками или прибившихся к ним. Да и просто осиротевших мальчишек, чьи отцы погибли на море или в морской пехоте, тоже было немало. Достаточно сказать, что в Рижском Нахимовском училище, появившемся последним, даже в 1949 году воспитанники-сироты составляли 93% набора! Что уж говорить о Тбилисском, в которое будущих воспитанников собирали по всем воюющим флотам и освобожденным районам страны.
Курсантов надо растить с детства
Создание Нахимовских училищ позволяло не только обеспечить осиротевшим мальчишкам образование и будущую профессию. Флот нес серьезные потери офицерского корпуса – пусть и не столь тяжелые, как армия, но все равно весьма ощутимые. Было очевидно, что в течение 5-10 лет после окончания войны ВМФ потребуются новые офицерские кадры, на подготовку которых будет отведено не слишком много времени. А опыт показывал, что наилучшие результаты в обучении в высших военно-морских учебных заведениях дают заранее подготовленные юноши, например, выпускники созданных в 1940 году военно-морских спецшкол.
К тому времени все шесть таких школ уже переформированы в одно-единственное Бакинское военно-морское подготовительное училище. Но у Тбилисского Нахимовского училища было заметное преимущество перед ним: длительность обучения. Если в спецшколы ВМФ принимали с 15 лет, то нахимовцами становились с десяти. А стало быть, времени на то, чтобы сделать из вчерашнего сироты, а то и беспризорника, будущего курсанта высшего военно-морского училища было заметно больше, а результат оказывался лучше. Ведь существенную часть образовательного процесса в Нахимовских училищах занимали спецпредметы. В течение учебного года будущие моряки получали теоретическую подготовку по военно-морским и общевойсковым дисциплинам, а летом закрепляли эти знания в учебных лагерях. Начиналось все с гребли и навыков управления небольшими парусными шлюпками, а заканчивалось – флажным семафором, азбукой Морзе и боцманским делом, включавшим вязание узлов и плетение матов.
Поступая в высшие военно-морские учебные заведения, вчерашние нахимовцы, и это стало ясно по итогам первого выпуска тбилисцев, имели преимущества даже перед курсантами подготовительных училищ. И флот оценил это: подготовительные училища просуществовали всего четыре года, до 1948-го, а Нахимовское училище существует по сей день.
Тбилисское – всё впервой в первом
Октябрьский приказ 1943 года, изданный Николаем Кузнецовым, предусматривал, что к 1 января 1944 года в Тбилисское военно-морское Нахимовское училище будет набрано шестьсот воспитанников. Требования были простые и очевидные: возраст – от 10 лет, образование – не меньше двух классов (то есть как минимум мальчишки должны были успеть отучиться в них до начала войны), социальный статус – сирота или ребенок из семьи погибших военнослужащих, преимущественно моряков. Порой в училище попадали дети, которые выросли в очень глухих местах: им даже телефон-автомат на улице столицы Грузии был в диковинку. Были среди первых нахимовцев и мальчишки, успевшие повоевать: командование кораблей и воинских частей получило строгое указание направлять несовершеннолетних моряков в Тбилиси.
Место для нового училища выбрали быстро: здание бывшей второй средней школы, в котором после начала войны разместился госпиталь №40. Труднее было с преподавательским и воспитательским составом. Учителей по общеобразовательным предметам набрать было проще, чем воспитателей и их помощников, которые должны были в первую очередь прививать мальчишкам навыки будущих морских офицеров. Их пришлось собирать и из действующих военно-морских училищ, и из действующего флота. Кого-то отправляли в Тбилиси после ранения, не позволявшего продолжить службу на кораблях, но дающего возможность остаться в строю и воспитывать новых моряков. Кого-то приходилось едва ли не со скандалом откомандировывать с линии фронта, если оказывалось, что офицер имеет опыт работы с подростками.
Опыт этот был ой как нужен, поскольку контингент в Тбилисском Нахимовском училище собрался разношерстный. Были 12-14-летние мальчишки, которых пришлось зачислять в младшие взводы (так именовались нахимовские классы), потому что образование у них было ниже, чем требовалось для их возраста. Труднее было сделать так, чтобы училище заменило воспитанникам потерянные семьи, помогло забыть пережитые ужасы войны и вернуться к нормальной жизни.
… А также три языка и танцы
Далеко не сразу вчерашние воины и беспризорники сумели втянуться в учебную программу. Что и сказать, легкой она не была. Помимо обычных школьных предметов –русского языка и литературы, математики (в том числе алгебры и геометрии), ботаники и зоологии, физики и химии, история и географии, черчения и астрономии – в программу включили три иностранных языка. Английский – как язык общения на море, французский – как язык мировой культуры, и немецкий – как непременный для военного человека. Кроме того, нахимовцам преподавали рисование, музыку, пение и танцы, явно ориентируясь на программы «старых кадетских корпусов». А вместо обычной физкультуры была физическая подготовка, существенно более серьезная, чем в обычной школе.
Отдельной проблемой стало обеспечение воспитанников Нахимовского училища форменной одеждой. Она была во всем подобна морской форме, но размеры-то у мальчишек были существенно меньше. Пришлось что-то перешивать, а что-то, прежде всего для самых маленьких, и вовсе шить заново. Другим непростым вопросом было продовольственное снабжение. Нахимовцам установили одну из высочайших норм питания в стране – такую же, как у подводников. Но далеко не сразу удалось, например, сообразить, что такая норма по силам быстро растущему подростку лет пятнадцати, а десятилетний парень, даже изголодавшийся, не сможет доесть свой паек. В итоге приходилось даже издавать специальные приказы, определявшие перераспределение питания внутри училища с учетом разницы в возрасте и потребностях нахимовцев.
Опыт Тбилисского Нахимовского училища был уникальным. И когда 21 июня 1944 года появилось постановление о создании Ленинградского Нахимовского училища на 500 человек, туда для обмена опытом и подготовки к приему первых воспитанников отправились не только группа офицеров и воспитателей из Тбилиси, но и 43 нахимовца. Они должны были помочь подготовить здание училища – Училищный дом имени Петра Великого – к началу занятий, поделиться накопленным опытом, наладить быт. И все равно первый звонок для нахимовцев-ленинградцев прозвенел только 7 ноября 1944 года. Да и то не для всех: более-менее нормально в здании сумела разместиться и начать учебу только одна рота, сформированная из нахимовцев-тбилисцев, а остальные четыре прибывали из временного лагеря в Карелии вплоть до 20 декабря!
Последним, третьим Нахимовским училищем, стало Рижское: приказ о его создании адмирал Николай Кузнецов подписал 21 июля 1945 года. Оно разместилось в здании бывшего Военного музея, знаменитого своей Пороховой башней. Это училище было самым небольшим из трех: в первом наборе было всего 343 кандидата, больше половины из которых составляли дети-сироты. И просуществовало оно меньше всех остальных – всего восемь лет. В 1953 году его расформировали, воспитанников отправили доучиваться в Ленинград, а на базе училища создали Высшее военно-морское училище подводного плавания. Что закономерно – существенную часть его первых курсантов составили рижские нахимовцы.
Два года спустя, в 1955 году, закрылось и Тбилисское Нахимовское училище. С тех пор в СССР, а теперь и в России действует всего одно нахимовское училище – Ленинградское, ныне Санкт-Петербургское. В советские времена туда поступали выпускники восьмых классов. Сегодня же срок обучения в Нахимовском училище и его филиалах приблизился к прежнему, послевоенному: с пятого по одиннадцатый классы. Но как бы ни менялись сроки и программы обучения, главное остается неизменным: выпускники-нахимовцы остаются гордостью отечественного флота.
Новое
Видео
9 апреля 1945 год Взятие Кёнигсбе́рга
9 апреля 1945 года войска маршала Василевского штурмом взяли Кёнигсберг – столицу Восточной Пруссии (ныне - российский Калининград). Город-крепость брали штурмовые отряды и группы, которые шли за огневым валом. В Москве был дан салют высшей категории
Россия ради Парижа идет на Берлин (видеоблог Петра Романова)
Россия ради Парижа идет на Берлин (видеоблог Петра Романова)
24 декабря 1790 год Взятие крепости Измаи́л
24 декабря 1790 года – День воинской славы России. Русские войска под командованием Александра Суворова взяли неприступную турецкую крепость Измаил. Суворов взял грозную твердыню на Дунае за несколько часов.