Три первых в мире русских подлодки
Какие уникальные технические решения и конструкции использовал подводный флот России в начале ХХ века
Традиционно история отечественного подводного судостроения отсчитывается от деревянного «потаенного судна» плотника Ефима Никонова, которое он построил по собственному проекту в 1721 году по приказу императора Петра I. А пионером в строительстве металлических субмарин в России стал военный инженер Карл Шильдер, спроектировавший и построивший свою подлодку весной 1834 года. Но ни первый, ни второй проекты так и не были доведены до практического применения — мешало отсутствие эффективных двигателей, которые позволили бы подлодкам перемещаться под водой с хорошей скоростью. Достаточно сказать, что, например, подводная скорость лодки Шильдера составляла всего 670 метров в секунду, что неудивительно: двигалась она за счет вращения вручную четырех зубчатых колес, передававших его на внешние гребки типа «гусиная лапка». И только с появлением электрических и бензиновых моторов ситуация резко изменилась: подводные лодки наконец получили возможность двигаться со скоростью, достаточной для выполнения боевых задач — выхода на позицию и атаки кораблей противника.
Подводная лодка «Минога» во время выхода в море, 1910-е годы
Источник: http://www.navy.su
Бурный рост числа подводных лодок в мире начинается с приходом ХХ столетия. В этом процессе Россия участвовала самым активным образом: уже в 1904 году первая принятая в боевой состав русского флота подлодка «Дельфин» воевала на Тихом океане. В том же году в нашей стране была заложена и первая крупная серия из шести подлодок типа «Касатка». А 11 (24) октября 1908 года на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге была спущена на воду подводная лодка «Минога», ставшая первой в мире дизель-электрической подводной лодкой и давшая старт сначала единственному, а сегодня — одному из двух основных типов субмарин всех мировых флотов.
«Минога»: первая в мире дизель-электрическая подлодка
Появление проекта этой подводной лодки связано с опытом применения отечественных субмарин в Русско-японской войне 1904–1905 годов. Стало понятно, что обойтись одним типом подлодок небольшого водоизмещения и для охраны водного района, и для действий на коммуникациях противника невозможно, и потому Морской технический комитет распорядился о начале работ над лодками двух типов. Первый представлял собой крейсерские лодки с большим (350–400 тонн) водоизмещением, которые действовали бы в открытом море. А второй, с небольшим водоизмещением порядка 100–150 тонн, должен был выполнять охрану побережья. В качестве лодки второго типа и была спроектирована «Минога», создателем которой стал корабельный инженер Иван Бубнов — главный конструктор русских подводных лодок начала ХХ века. Именно ему пришла в голову мысль отказаться от пожароопасных бензиновых двигателей и установить на «Миногу» два мотора конструкции Рудольфа Дизеля, которые были более безопасными и эффективными. Установленные в одну линию и вращавшие один гребной вал, они обеспечивали лодке надводную скорость в 11 узлов, а под водой субмарина двигалась на традиционных уже электромоторах, питавшихся от аккумуляторов, со скоростью 5 узлов. Кроме дизельных двигателей, «Миногу» отличало еще одно новшество, тоже введенное по итогам Русско-японской войны, — трубчатые торпедные аппараты, размещенные внутри корпуса.
Подлодка «Минога» у достроечной стенки Балтийского завода
Источник: http://www.navy.su
В октябре 1909 года «Минога» вошла в состав Балтийского флота и начала свою службу. Беспроблемной ее назвать нельзя: как и всякий первенец, лодка страдала изрядным количеством «детских болезней», которые осложняли ее применение. Да и опыта у русских подводников той поры было немного, что тоже не упрощало эксплуатацию лодки. Именно человеческий фактор и стал причиной самой крупной аварии в истории «Миноги». 23 марта (5 апреля) 1913 года из-за сигнальных флажков, попавших в клапан судовой вентиляции, лодка затонула вместе со всем экипажем — 22 человека. Правда, благодаря грамотным действиям команды все они остались живы, а лодку через несколько часов удалось поднять с 30-метровой глубины и вскоре вернуть в строй. Боевая служба «Миноги» была долгой: она успела принять участие в Первой мировой и Гражданской войнах, воевала на Балтике и Каспии, и только в 1925 году была списана и разделана на металл.
«Краб»: первый в мире подводный минный заградитель
Русскому флоту принадлежит первенство в боевом применении морских мин: 8 июня 1855 года на минной банке, выставленной в Финском заливе, подорвался английский пароходофрегат «Мерлин». И вполне закономерно, что первенство в области постройки подводных минных заградителей тоже принадлежит России. Идея создания такой подлодки родилась из желания, чтобы постановка мин оставалась тайной для противника, ведь до начала ХХ века их ставили с надводных кораблей, и это можно было легко отследить, а значит, хотя бы примерно догадаться, где выставлено заграждение. Кроме того, использовать такой метод можно было только в собственных водах. Подводная же постановка была лишена этих недостатков, а значит, делала минное оружие более эффективным. С этой мыслью русский инженер Михаил Налетов, участвовавший в обороне Порт-Артура, еще в 1904 году построил свой первый экспериментальный подводный минный заградитель, который пришлось уничтожить перед сдачей порта. Но в 1906 году он представил новый, более современный проект заградителя, и после доработки в 1908 году началось его строительство на заводе «Наваль» в Николаеве.
Подводные лодки «Минога» (на переднем плане) и «Акула» у достроечной стенки Балтийского завода, 1908 год
Источник: http://www.navy.su
9 (22) августа 1912 года лодка получила собственное имя «Краб», а через три дня ее спустили на воду. Почти два года ушло на достройку и доделку подводного минного заградителя. В мае 1915 года «Краб» на испытаниях выставил в подводном положении 49 мин, а в конце июня впервые совершил постановку мин в боевой обстановке, и на этом заграждении подорвалась турецкая канонерка. Второй боевой поход лодка совершила в июле 1916 года, а всего до конца Первой мировой войны субмарина совершила четыре боевых похода. Но осенью того же года лодка встала на длительный ремонт с заменой керосиновых моторов на дизели и больше в море не выходила. 26 апреля 1919 года по приказу британского командования «Краб» был затоплен на внешнем рейде Севастополя, а поднять его удалось только в 1935 году. И хотя Михаил Налетов представил проект восстановления и модернизации своего минного заградителя, лодку просто сдали на разделку: к тому времени в советском флоте уже было немало более современных наследников «Краба».
«Почтовый»: первая в мире подлодка с единым двигателем
Среди русских подводных лодок первой четверти ХХ века «Почтовый» выделяется не только своей конструкцией, но и именем. Подавляющее большинство русских субмарин отечественной постройки носили «морские» или «звериные» имена — начиная с «Дельфина», «Миноги» и «Акулы» и заканчивая подлодками типа «Барс». Но субмарина, построенная по проекту талантливого морского инженера Степана Джевецкого, пионера русского серийного подводного судостроения, этому правилу не подчинялась. Дело в том, что лодка, будучи экспериментальной, строилась не на казенные деньги, а на средства «Особого комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования». Большая часть суммы была собрана за счет пожертвований работников почтового ведомства, и потому подлодке, которую исполняющий обязанности руководителя Морского технического комитета, знаменитый судостроитель Алексей Крылов предлагал назвать «Змеей», присвоили имя «Почтовый».
Подводный минный заградитель «Краб» у стенки завода «Наваль» в Николаеве
Источник: http://www.navy.su
В отличие от всех других современных ему лодок, «Почтовый» был оснащен только двумя бензиновыми моторами и не имел электромоторов для подводного хода. И над, и под водой лодка двигалась на одних и тех же двигателях, что позволило освободить ее от аккумуляторов, занимавших существенную часть внутреннего пространства. Если в надводном положении бензиновые моторы получали необходимый им воздух просто снаружи и туда же выпускали отработанные газы, то под водой воздух в двигатели поступал под давлением из специального резервуара, а выхлоп осуществлялся под киль лодки через выхлопную трубу с множеством отверстий, чтобы не демаскировать субмарину.
Несмотря на то, что система оказалась вполне работоспособной, «Почтовый» так и остался единственной лодкой с единым двигателем в истории русского флота: слишком много недостатков имела его конструкция, а условия службы на лодке были более чем спартанскими. Поэтому служила субмарина только в учебном отряде подводного плавания и всего пять лет: в 1908 году ее зачислили в списки судов русского императорского флота, а в 1913-м — исключили. Но идея Степана Джевецкого не была совсем забыта: в 1939 году в СССР была разработана подлодка с таким же единым двигателем, которая после Победы строилась крупной серией. Всего флот получил 24 субмарины проекта 615, имевших три дизельных двигателя, которые работали по той же схеме, что и бензиновые моторы «Почтового», и это была первая и единственная в мире серийная подлодка с единым двигателем.
Проверка минных аппаратов перед выходом подводного минного заградителя «Краб» в боевой поход. Севастополь, 1915 год
Источник: http://www.navy.su
Обложка: Подводная лодка «Минога» в плавучем доке в Кронштадте, 1910-е годы. Источник: https://ivvvv.livejournal.com
Смотрите также:
Как большевики дело Петра I продолжили
Двести потерянных лет: история самого северного флота России
Новое
Видео
1812. Полководцы
1812. Полководцы
13 февраля 1945 год Освобождение Будапешта
13 февраля 1945 года советские войска освободили Будапешт. Венгрия начинала войну как союзница Германии, но к тому времени сама была оккупирована немцами. Советский солдат принес венграм свободу.
Освобождение Вильнюса от немецко-фашистских захватчиков. Памятные даты военной истории России
13 июля 1944 года в ходе операции «Багратион» освобождён от фашистских захватчиков город Вильнюс – столица Литвы. Отличившиеся в боях части и соединения фронта были удостоены почетного наименования «Виленских»