Три цвета Зимнего дворца: как изменилась главная резиденция русских императоров
Здание бирюзового оттенка, ставшее одной из визитных карточек Петербурга, было таким не всегда. За два с половиной века своего существования Зимний дворец как минимум трижды менял внешний облик
Дом цвета солнца
В наши дни трудно себе представить, что по оригинальному проекту итальянского архитектора Ф.Б. Растрелли главный дворец русских правителей был желтого цвета. Точнее, окрасили его теплой охристой краской – примерно в той же гамме, что и возведенный в Северной столице ранее Петропавловский собор. А вот декор здания сразу стал белым, что характерно для стиля барокко. В протоколах Канцелярии от строений указывалось, что на работы по возведению Зимнего императрица Елизавета Петровна приказала отпустить известь, мел и пигмент «под цвет дикого камня».
Так выглядел Зимний дворец в 1840-х годах. Художник В. Садовников
Источник: https://www.liveinternet.ru
Рассматривая изображения Зимнего дворца XVIII века, можно заметить, что он будто бы отличался куда более скромными размерами по сравнению с нынешним зданием. На самом деле ощущение компактности и воздушности создавали светлые оттенки, поэтому резиденция правителей и казалась столь легкой и относительно небольшой. Однако это цветовое решение порождало массу проблем. В условиях непредсказуемого петербургского климата нарядные фасады Зимнего дворца надолго не сохранялись, и ремонтировать их приходилось с завидной регулярностью. Стены местами перекрашивали, правда, пока в соответствии с первоначальной гаммой. Полностью обновить оттенок дворца пришлось в 1786 году, в период правления Екатерины Великой. По словам современников, к тому времени Зимний настолько был измучен капризами столичной погоды, что принял «безобразный вид». От летней пыли и дождей краска на верхних этажах повредилась, повсюду виднелись пятна. Стало ясно, что на сей раз косметическим ремонтом отделаться не выйдет, и весь Зимний дворец снова выкрасили в золотисто-охристый цвет, а колонны – в белый.
До пожара 1837 года здание существовало в привычном обличии. Единственное затронувшее его изменение – это красная крыша вместо светло-серой. А уже после катастрофы внешний вид фасада решили несколько изменить. Теперь для создания нового оттенка использовались гашеная тосненская известь, плотная охра и олонецкая земля цвета слоновой кости. В начале 1860-х годов, при Александре II, фасады стали еще более темными и насыщенными, а Александр III в 1888 году распорядился изменить окраску оконных переплетов, выкрасив их «под дуб».
Зимний дворец в конце XIX столетия. Художник Франц Коралик
Источник: territaland.ru
Эксперименты двадцатого столетия
Начало нового века совпало с радикальными переменами в облике Зимнего. Еще в 1897 году последний русский император Николай II одобрил проект окраски фасадов без выделения колонн и декора. Распоряжение государя выполнили в 1901 году, и результат многих поверг в шок. Не только Зимний дворец, но и остальные здания на Дворцовой площади – штаб Гвардейского корпуса и Главный штаб – стали насыщенно-красными («кирпичного» цвета) и, по распространенному мнению, полностью утратили свою уникальность. Но император и архитекторы стояли на своем: им представлялось, что подобное решение способствует единству восприятия ансамбля, а значит, отказываться от него не следует.
Помпейская галерея Зимнего дворца (ныне – Восточная галерея). Художник В.С. Садовников. XIX век
Источник: https://www.flickr.com
История внесла свои коррективы: когда 9 января 1905 года на пути ко дворцу пролилась кровь рабочих, желающих вручить своему царю петицию, новый оттенок Зимнего показался императору не самым удачным. В ходе ремонтных работ накануне трехсотлетия царствования династии Романовых министр Императорского двора В.Б. Фредерикс «изъявил желание, чтобы Императорский Зимний Дворец был окрашен в колер более светлый, чем тот, в который он окрашен в настоящее время». Юбилей 1913 года здание встретило уже в розоватом оттенке, оставалось таким уже после свержения монархии и «позировало» художнику Борису Кустодиеву для картины «Праздник на Площади Урицкого» (такое название Дворцовая площадь носила с октября 1918 по январь 1944 года).
В 1920-х годах начались очередные эксперименты по изменению фасадов Зимнего дворца. На некоторое время здание и вовсе стало оранжевым, но краска на масляной основе быстро потрескалась. Поиски нового цвета начались после Великой Отечественной войны (во время блокады Ленинграда Эрмитаж замаскировали), и к 1947 году здание приобрело тот самый, привычный для нас бирюзовый оттенок, а окна окрасили белой краской. Такой вид Зимнего дворца поддерживается уже более семидесяти лет.
Праздник в честь II Конгресса Коминтерна 19 июля 1920 года. Демонстрация на площади Урицкого. Художник Б.М. Кустодиев. 1927 год
Источник: https://rusmuseumvrm.ru
Обложка: newsartspb.ru
Смотрите также:
Питер под Невой: история потопов в Северной столице
Что за призрак живет в центре Петербурга?
Пар, вода и медные трубы: история отопления в Российской империи
Новое
Видео
Кто убил Василия Шукшина?
Кто убил Василия Шукшина?
Великое переселение народов и славянская колонизация Восточно-Европейской равнины
В лекции дана общая картина эпохи Великого переселения народов. Подняты причины этого явления, его этапы, характерные черты, итоги и значение. Дана характеристика как европейским народам (германцам, славянам), участвовавшим в Великом переселении, так и азиатским кочевым союзам племен (гуннам, аварам и другим тюркским племенам), которые степным коридором прорывались из восточных степей на европейское пространство и вместе с европейскими "варварами" стали разрушителями античного мира. В лекции названы наиболее значительные вожди "варварского мира" - Одоакр, Теодорих, Аттила. Поднимаются вопросы о зарождении новых варварских королевств на землях бывшей Римской империи и за ее пределами. Особое внимание уделяется отличиям эпохи великого переселения народов в романно-германской истории и истории восточных славян, т.к. это существенный момент, определивший многие особенности последующей русской истории. Наиболее важными отличиями явилось отсутствие античного наследства на территориях, осваиваемых восточными славянами, и более суровый природно-климатический фактор. Все это задержало социально-экономическое развитие восточного славянства в сравнении с германо-романскими народами в эпоху Средневековья. В лекции поднята также проблема происхождения славян, в частности указано на расхождение выводов лингвистов и археологов относительно времени отделения праславян от древнеевропейского сообщества и формирования славянства как самостоятельного народа. Славяне представлены как земледельческий народ, однако степень развития земледелия у разных восточнославянских племен была разной. Более совершенные технологии земледелия (перелог, пашенное земледелие) распространились на юге восточнославянского мира в Поднепровье, и на его базе здесь быстрее шел процесс разложения первобытного строя. В более северных районах господствовало подсечно-огневое земледелие, что обусловило и сохранение там первобытного родового строя. Дана картина колонизации восточнославянскими племенами Восточно-европейской равнины: от лесостепи Среднего Поднепровья до северных озер, от Карпатских гор до Волго-Окского междуречья. Славяне ассимилируют значительную часть угро-финского и летто-литовского населения Восточно-европейской равнины, делают своими данниками периферийные угро-финские племена. В то же время ряд восточнославянских племен (поляне, северяне, вятичи) оказываются в даннической зависимости от Хазарского каганата, большого государства, расположенного на торговых путях в Прикаспийской степи. Славянская колонизация на Верхней Волге сталкивается со встречным движением тюркской колонизации из района Волжской Булгарии. С севера "из-за моря" в районы, колонизуемые восточными славянами, начинают проникать скандинавские воины-купцы варяги, открывающие Великий Волжский торговый путь и путь "Из варяг в греки", которые связывают европейские народы и государства с богатым и развитым Востоком. Варяги становятся деятельными участниками восточнославянской истории, в которой сам торговый путь "Из варяг в греки" начинает играть огромную роль, стимулируя образование центров консолидации восточнославянских племен.
16 февраля 1916 год Взятие крепости Эрзеру́м
16 февраля 1916 года на закавказском фронте Первой мировой войска генерала Юденича взяли турецкую крепость Эрзерум. Турецкий гарнизон отступил, потеряв до 70% личного состава